Зарегистрироваться в клубе
Ошибка :( Забыли имя или пароль? >>

Яна Зиниград: «Ребенок всегда прав»

18 июля 2012/ Чашка кофе с минчанкой

Впервые о Яне Зиниград читательницы «Минчанки» узнали во время нашего кулинарного проекта «Мой хлеб». Именно ее увлекательные рассказы о домашнем хлебе на закваске вдохновили нас создать небольшое сообщество любителей душевной домашней выпечки.

Вот уже много лет Яна вместе со своей большой семьей живет в Израиле, в деревне Кесалон, воспитывает шестерых детей, помогает мужу,  готовит вкуснейший домашний хлеб, вырезает душевные игрушки из дерева, шьет одежду для своего интернет-магазина и общается со своими многочисленными читательницами в авторском блоге.

…Мы побывали у Яны в гостях, и как-то совершенно незаметно наш разговор сосредоточился на детях – их воспитании, образовании, развитии…

- Яна, многие наши читательницы хорошо знакомы с вашим блогом, регулярно следят за его обновлениями. Я знаю, что для некоторых из них вы стали настоящим ориентиром в области воспитания детей, стиля жизни, образа мышления…

– Все хорошее, что произошло и происходит в нашей жизни – все начиналось с детей. Мы всегда следовали их потребностям и желаниям. Вот, например, тяжело ребенку жить в городской квартире, все время он на свободу рвется – значит, мы постепенно перебираемся всей семьей поближе к природе. Начинали мы с небольшого участка земли в городе, потом у нас появился участок побольше, а теперь мы полностью перебрались в деревню.

На самом деле, я думаю, что подобная модель жизни была у меня всегда, просто запрятана она была где-то глубоко в подсознании. Детство я вспоминаю так: 9 месяцев школы и… лето! А летом мы жили за городом, в бабушкином доме. Там был сад – с ним у меня связаны самые яркие впечатления. Вот это была жизнь! И состояла эта жизнь всего из трех месяцев. По возвращении в город, все снова становилось серым, бледным – я вообще плохо помню эти периоды. А потом снова наступало лето, а с ним деревенская печка, грибы, свежие ягоды, овощи прямо с грядки. Вот так и чередовались в моем детстве яркие летние ощущения и серость города.

Мои родители считали, что я непременно должна получить высшее образование, достойную работу – чтобы все у меня было «как у людей». Училась я в специализированной школе с английским уклоном – там обучались дети из богатых семей. И вот, в седьмом классе я написала в одном из сочинений, что хочу стать дояркой, и чтобы муж у меня был непременно пастухом. Представляете? Думаю, все решили тогда, что я умственно отсталая – ну какая же нормальная девочка может хотеть стать дояркой (смеется)? А в моем представлении именно такой и должна была быть настоящая счастливая жизнь!

yana_zinigrad_minchanka_by_00.jpg

Когда я повзрослела, окружающая меня среда отчетливо дала мне понять, что ждут от меня совершенно другого. И тогда я решила, что буду поступать в институт – сначала выбрала сельскохозяйственный, а потом подумала, что меня не поймут, и пошла в медицинский. Тем более что бабушка моя была медиком.  Решила, что стану детским врачом, так как дети мне очень близки по духу. Да и в быту такие знания всегда пригодятся – буду своих детей лечить!

Во время учебы меня не покидала мечта о большой семье, муже, своем доме… И что работать я не буду – стану заниматься только семьей. Если бы я рассказала тогда кому-нибудь об этих своих мечтах, меня бы не поняли. Да я и сама, если честно, думала, что в реальности самое большее, на что я могу рассчитывать – это отдельная квартира и трое детей. Дело в том, что у меня отрицательный резус-фактор, и все врачи в один голос говорили, что больше двух детей у меня быть не может…

А потом мы уехали жить в Израиль, у нас один за одним стали рождаться дети, и тогда я поняла, что постепенно возвращаюсь к той самой картинке из моего детства: семейное счастье, близость к природе.

Сейчас я вижу, как постепенно моя мечта воплощается в жизнь – мы живем в деревне, у нас шестеро детей, дом! Правда, пока этот дом не наш, но мы мечтаем со временем его купить. Все сбылось – надеюсь, и это сбудется!

– Ваши дети не учатся в школе. Как это правильно сказать: «анскуллеры», «бесшкольники»?

– Думаю, слово «школа» здесь вообще можно не использовать. На иврите, например, есть слово, которое точно описывает такой подход к обучению. А вот в русском языке такого слова нет.

Знаете, раньше слово «урок» имело немного другое значение. Сейчас оно больше ассоциируется со школьным уроком, а в старину так на заводах называлась норма выработки. Воспитание без урока – это воспитание без каких-то заранее установленных общих норм.  Кстати, слово «анскуллинг» мне не нравится – в нем заложено противопоставление. Зачем? Если говорить, например, о человеке, ведущем натуральный образ жизни, необязательно же использовать слово «химикаты» или употреблять выражение «жизнь без химикатов». Наши дети вообще не знают, что такое школа. Они видели ее только в хороших советских фильмах, где она показана с положительной стороны.

– Значит, в школу можно не ходить?

– Нужно выходить из рамок…

– С подобным подходом к образованию,  воспитанию, к жизни в целом многие из нас познакомились уже тогда, когда наши дети пошли-таки в детские сады и школы. Как поменять ситуацию? Дети уже привыкли, схема работает, система налажена...

– Если бы я оказалась в подобной ситуации, то спросила бы у ребенка, что он думает об этом.  Важно предоставить ему выбор и дать время на размышление.

В детстве я пропускала в школе последние уроки – уходила на час раньше моих одноклассников, не сдавала экзамены. У меня была язва желудка – болезнь, проявившаяся на нервной почве. Тогда моя бабушка взяла у врача справку о моем освобождении от занятий, и я сразу почувствовала себя свободнее своих сверстников. Вот тогда, наверное, где-то внутри у меня появилось ощущение, что все может быть и «по-другому», не так, как у всех.

Вот и ваш ребенок, возможно, ответит не сразу, но внутри у него появятся мысли о том, что в жизни все может быть и иначе.

– Что касается моих детей, то тут я просто уверена, что они не раздумывая согласятся в школу не ходить:-)

– Ну и отлично.

– А я, например, волнуюсь: как же учёба, знания? Я не смогу дать им знания в полной мере по разным предметам.

– Значит проблема в вас? А если он пастухом захочет быть, например? Вы же, по большому  счёту, не знаете, что ему нужно в жизни? Какие знания, какие умения – никто не знает об этом кроме него самого.

Например, я думаю, что способ подачи точных наук в школе может скорее навредить ребенку, чем помочь в жизни. Вот мой муж объясняет детям все совершенно иначе, чем это принято делать в школах и институтах. Он делает это просто, наглядно. Вообще, родители всегда лучше, чем школьный учитель знают, как преподнести информацию своему ребенку. А если родители не знают ответ на какой-то вопрос – ребенок обязательно сам найдет способ его найти! Я убеждена, что ребенок сам должен идти к знаниям. А родители по возможности всегда помогут и объяснят что-то непонятное.

В наше время вообще вопрос получения знаний перестал быть проблемой. Благодаря Интернету, появились просто невероятные возможности для самообразования – раньше для этого нужно было часами сидеть в библиотеках. Так что я не вижу здесь никаких проблем – любые знания ребенок может получить самостоятельно.

– Но Интернет – это не только мощный источник знаний, это еще и глобальная мусорка второсортной, а порой и совершенно не предназначенной для детей информации…

– Ребенок способен сам себя контролировать.  Конечно, наши дети тоже не в восторге, когда они ищут определённую информацию, а тут  выскакивают «голые попы». Да, к сожалению, это проблема существует. И в большей мере именно в русскоязычной части Интернета.

– И, тем не менее, вы позволяете своим детям самостоятельно «фильтровать» весь этот информационный поток и не опасаетесь, что он окажет на них негативное влияние?

– На два стула нельзя сесть: или вы решаете, что ребёнок что-то собой представляет и способен самостоятельно принимать решения, или  же полностью берете ситуацию в свои руки и сами решаете, как ему жить. Но тогда вы должны отдавать себе отчет,  что вся ответственность за его жизнь лежит на вас.

Конечно, когда ребенок совсем маленький, мы  отвечаем за его питание, безопасность. Но, по большому счёту, мы не может брать на себя миссию формировать за него его жизнь. Есть миллион дорог,  по которым он может пойти, и мы не можете знать, какая из них его. Ребенок должен делать выбор сам – мы можем ему только помочь.

Например, я не настолько хорошо владею ивритом, чтобы помочь дочери изучить его для поступления в университет. Поэтому ей приходится готовиться самостоятельно.


Если дети просят о помощи – я всегда помогаю, если могу. А если они о помощи не просят, то и не нужна она. Тогда ребёнок начинает иначе воспринимать свою жизнь – он понимает, что делает ее сам.  У него появляется ощущение, что он сам за все в ответе. Важно понимать, что такое отношение к жизни не появляется в один момент – ребенок растет, и вместе с ним растет его понимание этого.

– А если мы видим, что ребёнок делает плохой выбор. Например, день напролет смотрит второсортные, агрессивные мультфильмы?

– Мы не можем знать, какой он делает выбор в этот момент! Понимаете, однажды я поняла, что ребёнок всегда прав. Он лучше слышит свой внутренний голос, чем мы. Например, нам важно, что подумают о нас соседи, родственники, а ребёнку – нет. 

Нужно просто решить для себя: или вы даёте право ему жить так, как он хочет, или  вы его контролируете полностью.  Важно выбрать стратегию и все время ее придерживаться – не кидаться из стороны в сторону. Иначе ребенок постоянно будет в напряжении – это плохо для него.

– Яна, у вас много детей, много работы по дому, много обязанностей, много, много, много… Бывают ситуации, когда усталость накапливается и хочется все бросить, отдохнуть?

– Это сложно объяснить… Я считаю, что шестеро детей – это не много. Это просто много родных людей, которые живут вместе со мной, поддерживают меня, помогают друг другу.

Самое главное – не напрягаться по пустякам. Например, беспорядок – ничего страшного! Дети здоровы – вот и прекрасно!

И потом, когда дети всегда рядом, дома – это очень экономит время и силы. Многим приходится каждый день отвозить детей в школу, забирать из школы, на собрания ходить. Вот и выходит, что у меня очень много времени для того, чтобы многое успевать:-)

yana_zinigrad_minchanka_by_01.jpg

И напоследок, восемь секретов от Яны Зиниград «Как я все успеваю»:

«1. Я не развлекаю детей

То есть, не делаю что-то, чтобы специально занять их время. Дети сами находят себе занятия. Иногда они подключаются к тому, чем занимаюсь я: мы вместе готовим, работаем в саду, рукодельничаем, или они просто придумывают игры и занятия в том месте, где в это время нахожусь я. Часто я читаю вслух или мы вместе рисуем. Но я делаю это потому, что люблю читать и рисовать, а не для того, чтобы детям не приходилось скучать. Мне интересно заниматься этим с детьми, интересно снова и снова озвучивать страницы любимых книг, интересно переносить воображаемые картины на бумагу. А вот играть в куклы я не люблю и не умею и никогда не участвую в играх детей с куклами. И в ролевых играх, в которые с полным перевоплощением играют дети, я не сильна. В лучшем случае соглашаюсь на роль официантки, стюардессы или бабушки.

И ещё важное: походы-поездки на кружки остались в далёком прошлом, как бесполезные и часто даже вредные занятия. Это сэкономило мне (да и всем нам) уйму времени.

2. Я редко бываю за компьютером

3. Я не смотрю телевизор

Реальная будничная жизнь захватывает меня гораздо больше, чем сногсшибательные приключения на экране или из ряда вон выходящие события чужих судеб.

4. Я крайне редко говорю по телефону и скайпу

Поболтать по телефону - это не для меня. Любой разговор напрочь выключает меня из происходящего рядом со мной, я погружаюсь в общение с человеком целиком и потом ещё долго прокручиваю в памяти услышанное, переживаю, аргументирую, даю мысленные советы. Разговоры по телефону бывают у меня только двух видов: или короткие деловые разговоры или безлимитные беседы с людьми, которым, я чувствую, должна помочь. Все остальное общение я стараюсь сворачивать и переносить в визуальные встречи.

5. Я готовлю простую еду

На завтрак - каша или салат (завтрак у нас обычно случается довольно поздно, часов в 11-12) . На обед (иногда он плавно переходит в ужин с вернувшимся с работы Сашей) - какая-то крупа (чечевица, рис, фасоль, киноа) со свежими овощами. Любим картошку (варёную или печёную), но она у нас обычно субботнее блюдо. Зимой - суп. По настроению разнообразим меню авокадо, тхиной, хумусом, печёным баклажаном, кабачковой икрой и пр. Круглый год на столе всегда есть свежий домашний хлеб и домашние маслины. Редко (и не всеми) кушаются яичницы, козьи сыры, йогурты и домашняя выпечка. А так, в перерывах, дети подкрепляются свежими фруктами и овощами, сухофруктами и орехами.

6. Я всегда хорошо высыпаюсь

Но это несложно, когда спишь с детьми. Спать рядом с ангелами в образе детей (или детьми в образе ангелов) - это самое сладкое, что есть на свете, по-моему. Думаю, вот вырастут они, разлетятся, как мы с Сашей без них-то спать будем...

А невыспавшаяся мама опасна для общества. Это в нашей семье все знают, поэтому обеспечивают мне все условия для полного отдыха, т.е. если по какой-то причине ночь была короткой, то спокойно могу вздремнуть часок днём на диване под музыку детских голосов.

7. Всё, чем я занимаюсь, я занимаюсь с удовольствием, увлекаюсь процессом и на время забываю про все остальные дела

Так получилось, что я люблю заниматься всеми домашними делами. Это же мой дом, и делаю я всё для себя, и для моего мужа, и для моих детей. С радостью делаю, с любовью.  Но если бывает находит на меня грусть-печаль, то тогда все дела откладываются на потом, а я ухожу читать книжку и жалеть себя несчастную. Но это быстро проходит. И к заботам по хозяйству я возвращаюсь с новыми силами и вдохновением.

8. На каждый день я выбираю одно главное большое дело и занимаюсь им всё время, свободное от каждодневных маленьких дел

Так я успеваю втянуться и погрузиться в то занятие, которое выбрала на этот день. Иногда занимаюсь каким-то делом не один день, а целый период. Часто это бывают сезонные дела: сбор и переработка урожая, пилка деревьев, посадка овощей. Иногда это творческие процессы, которые захватывают, и чем дольше я занимаюсь ими, тем быстрее и интереснее приходит результат. Такими бывают «швейные» и «керамические» дни, периоды «деревянного» творчества. Не часто, но всё же бывают дни, когда мне достаётся машина, и тогда за один день я переделываю все дела, для которых нужны колёса. Ещё бывают «кулинарные» дни и дни, посвящённые дому».

© minchanka.by


Автор: Елена Мельник.

59 4683