Зарегистрироваться в клубе
Ошибка :( Забыли имя или пароль? >>

Катерина Радюк: «На корабле часто спрашивали: а кто ты на земле?»

14 января 2014/ Чашка кофе с минчанкой

Эту историю я обожаю наверное потому, что отлично понимаю - сама я на такое не способна. Слушала ее и постоянно примеряла на себя:-) В итоге оказалась бесконечно вдохновлена, хотя и поняла до самой глубины все свои страхи и комплексы. Как знать, возможно такое чудо когда-нибудь произойдет и со мной? А может быть с кем-то из вас?;-)

...Когда я слышу разговоры о кораблях и кругосветках, воображение рисует троицу - «дорого, точно укачает, сверкающий круизный лайнер». И далее - «не умею плавать», «а если шторм» и, конечно же, «Титаник» (куда без него). Поэтому, когда до меня доносились невнятные обрывки истории о Катином путешествии, я не проявляла особого интереса - ну нравятся человеку море и корабли... Что я, круизных лайнеров не видала (с берега, конечно;-))? Но когда сложилось так, что историю об этом, как оказалось, совершенно необыкновенном путешествии я услышала из уст самой путешественницы, у меня произошла внутренняя перезагрузка:-)

- Однажды я случайно наткнулась в интернете на блог русского, малознакомого мне товарища, который опубликовал фотографии «Седова» и рассказал, что, мол, побывал на живом паруснике! На фото были не новомодные белые пластиковые яхты с высокоскоростными моторами, нет! Там были мачты, веревки, паруса... И внутри что-то екнуло! Я и не знала тогда о том, что парусники до сих пор существуют, в плавания выходят. А о том, что на палубу такого корабля можно попасть «простым смертным», я даже и не мечтала тогда. В тот момент я сказала себе: если он сделал это, сделаю и я! Потому, что это мечта моего детства - зеленого и романтичного. Времени, когда «Алые паруса», «Дети капитана Гранта» и «Пятнадцатилетний капитан» воспринимались крайне реально. Да так и сохранились где-то внутри меня... Знаешь, это как мечта в космос полететь:-)

Несколько лет назад на Соловецких островах я увидела памятник 27 юнгам. Они погибли в Белом море при шквальном ветре. И я расплакалась. Тогда не понимала почему, а сейчас понимаю.

katerina_00.jpg

В общем, сказано - сделано! По косвенным ссылкам в Интернете я отправилась на поиски людей, которые смогли бы мне помочь разобраться в том, как осуществить давнюю мечту. Заказала билеты на тот самый «Седов». И так во мне горело желание поскорее отправиться в путь, что я была готова уволиться с работы, если не отпустят (а это для меня - самый крайний случай):-) И все.

Ждать отправления пришлось полгода. Все это время я ни о чем не могла думать - только о том, что увижу и о чем мечталось. Готовила непромокаемую одежду, обувь с каблуком, чтобы по мачтам лазить (смеется). Набрала платьев, купальников, колечек... Мне виделись красивые паруса, мачты, бескрайний океан, шум моря, обветренные лица отважных матросов. В общем, я ждала самого красивого путешествия в своей жизни. Сейчас, оглядываясь на то время, понимаю, что тут как в танго - суть не в картинных забрасываниях полуобнаженных ног на плечи партнеру, а в тихой, едва уловимой паузе между простыми шагами...

katerina_05.jpg

- Подожди... А как же семья? Как ты сообщила им о своем намерении отправиться в такое путешествие? Могу себе представить реакцию родителей, чья дочь, нежное создание, сообщает о желании отправиться вокруг света на всех парусах:-)

- Ну, родители за все эти годы уже привыкли к моим «выходкам»:-) Но все же, в целях предосторожности, я сообщила им о своем намерении только тогда, когда билет был уже у меня на руках (смеется). Первым узнал папа. Поначалу он все не мог понять, почему билет «туда» до острова в Атлантическом океане, а «обратно» - из Германии.Тогда он мне, как «девочке», пытался объяснить, что по океану поезда не ходят, и электрички не ездят - как я собираюсь добраться до Германии? На веслах? (смеется). И я сказала: «Папа, на парусах!»

Вот что было для меня настоящим откровением, так это то, что мама чуть не расплакалась от радости. Но еще большим откровением стал все же папа:-) Где-то через месяц я получаю от него сообщение в Skype: «Катя, нужно срочно поговорить!». Я перепугалась, немедленно перезваниваю ему и слышу: «Дочь, я кажется тоже иду на «Седове!»». Ну, ничего себе! «Когда?», - спрашиваю. «Через месяц!». И это при том, что мой рейс должен был начаться через три!

В общем, папа так вдохновился моей идеей, что сам пошел на «Седове!» от Маврикия до Кейптауна в компании со своим другом:-)

katerina_01.jpg

- Вот и читай после этого детям на ночь книги о кораблях и путешествиях:)

- Ну, никогда же точно не знаешь, чем именно затронешь душу ребенка:-) Вот мои родители, наверное, тоже не смогут ответить, почему меня именно это ТАК тронуло. Да я и сама не знаю...

- Хорошо. Билет в кармане, настроение приподнятое. Как ты готовилась к путешествию?

- Я человек крайне спонтанный. При этом еще и романтичный. Поэтому никаких особенных приготовлений не было. По-настоящему собираться я стала за неделю до самолета, вылетающего на Канары. Кстати, толковых вещей я взяла с собой настолько мало, что в итоге все путешествие проходила в одних штанах и в одной кофте. Туфли и платья как-то не пригодились (смеется). Если готовиться к плаванию по-серьезному, нужно брать с собой добротные непромокаемые вещи и ботинки. Все! Но все это я поняла уже в море.

katerina_03.jpg

- И вот ты на корабле...

- Когда я села на корабль, то первым делом быстренько обежала его за пару минут. Ощущение счастья все еще не покидало меня, несмотря на то, что корабль оказался не таким уж большим, и не таким уж романтичным. На палубе я встретила совершенно рыжего, всего в конопушках, парня - он оказался 4-м помощником капитана. Он вкратце рассказал мне о том, какие сложные взаимоотношения сложились у команды за 13 месяцев кругосветки, что все за это время почерствели. И разрешил мне в последний раз сойти на берег за мороженым...

А потом он говорил мне, что, мол, будь аккуратна вот с этим и с тем. А вот этот - хороший парень. Вон тот - из Беларуси, и старший боцман - земляк. Но толком не слушала его тогда - просто улыбалась и радовалась:-)

Загудел парусник. Отдали швартовые. Мы отчаливали от берега незнакомой мне земли в еще менее знакомый мне океан. На весь порт гремела «Прощание славянки» и я разрыдалась. Внутри, но совсем по-настоящему разрыдалась. Почему? До сих пор не понимаю.

katerina_07.jpg

И вот тут началась реальность. Поселили меня в маленькой каюте на 6 человек, ширина которой составляла невытянутую до конца руку. А длина - две койки плюс шкафчик. Спали все в одном помещении - и мужчины, и женщины. Мылись через надорванную клееночку, ели с курсантами в столовой. Судно учебное - его главная задача приобщить молодых моряков к морю. На момент моего путешествия «Седову» (старому и некогда добротному немецкому кораблю) было уже 92 года, 50 из которых он находился под российским крылом. Он очень давно не видел ремонта и все неполадки на нем принято было считать по-умолчанию «историческими». Все крайне по-советски. Это, кстати, очень привлекает европейских туристов (немцев в первую очередь), которые стремятся «пройти практику» на корабле.

На второй день резко обозначилась качка, точнее реакция на нее. Меня стало заметно мутить, пропал аппетит и улыбаться я стала гораздо реже. Прошла она на третий день, так же незаметно, как и началась. Правда, у некоторых морская болезнь проходила тяжелее, но в результате все выжили:-). Но самой страшной была не она. Самым страшным было осознание того, что на корабле совершенно негде было уединиться. И еще я ощутила, что плещущееся за бортом бескрайнее море - это ВСЕГО ЛИШЬ море. Что ржавая посудина, наполненная небритыми и охочими до общения моряками - это не больше чем корабль. Ко всему, ветер был встречным, поэтому паруса мы не ставили. За всю кругосветку мы были, наверное, сотыми или тысячными туристами на «Седове» и командующий состав не обращал на нас никакого внимания. Меня одолела тоска... И даже не по дому и близким. Тоска по ЖИЗНИ, по выбору, по свободе, по деревьям (или хотя бы птицам). Мне стало совершенно очевидно, как разительно отличается мечта, нарисованная в фантазиях, от реальности! Я поняла, что мечтала о корабле со стороны, а не изнутри. Все это казалось мне тогда бесконечно унылым.

katerina_06.jpg

Но потом у меня случился разговор сначала с матросом, потом с помощником капитана, потом с боцманом моей мачты... И незаметно я начала сближаться со всеми этими людьми - грубоватыми, грязными, но такими благородными и сильными, безумно влюбленными в море.

- И ты стала жить настоящей корабельной жизнью...

- Да! На корабле было довольно жесткое расписание: подъем в 7, отбой в 10. Завтрак/обед/ужин - все из трех блюд. Поначалу мне казалось, что я неспособна впихнуть в себя такое количество пищи (смеется). А на деле в скором времени уже с нетерпением ждала полдника, как в детском садике. И еще бегала в пекарню попросить свежеиспеченных булочек для командирского состава (смеется). А самым большим лакомством на корабле была сгущенка! она считалась у нас условными деньгами - ее стартовая цена для новых туристов составляла 30 евро за баночку на «черном» рынке среди курсантов. И только отчаянные коммерсанты могли сторговаться на 10 баксов:-)

- Но вернемся к распорядку дня...

- Распорядок простой:
подъем
разминка - 30 минут
завтрак - 15 минут
малая приборка - 4 часа
обед
адмиральский час - 1 час (никто никого не трогает - святое время; кто пьет кофе в кубрике, кто спит, кто на море смотрит)
малая приборка - 2 часа
полдник
малая приборка - 2 часа
ужин
свободное время - отбой

На всю еду отводилось 15 минут - на 20 минут не позволяли задерживаться даже туристам:-)

katerina_02.jpg

- Сплошные приборки какие-то:-)

- Да уж:-) Малая приборка - это ежедневные работы по кораблю: наведение порядка. Покрыть лаком деревянные поверхности, начистить медные, отбить ржавчину с цепей и так далее. Кроме этого, вахты по 4 часа на руле: идем по компасу, на штурвале 4 человека. Во время ночного шторма справиться со штурвалом в одиночку очень непросто - меня на него буквально накручивало. А есть еще и парусные авралы: изменился ветер - надо изменить положение рей. Вся команда высыпает на палубу и снастями меняет положение рей или ставит/убирает паруса. Я, как юный максималист, реализующий детскую мечту, записалась на все работы чтобы понять: каково это - быть юнгой на корабле.

В общем, мне довольно быстро стало понятно, что я - слабая женщина (смеется). В городе, в офисе, гендерные роли как-то размываются. А тут - ни веревку поднять, ни дерево старое скребком (тупым!) не снять с перил - 15 минут, и я уже не чувствую рук!

День на пятый я безумно влюбилась в корабль, но устала до смерти. Еле-еле плелась на завтраки после этих вахт.

- Непросто было осознавать себя по-новому?

- Знаешь, на корабле часто спрашивали: а кто ты на земле? В смысле, не на планете Земля, а на суше, вне моря (смеется). И вот когда меня впервые спросили об этом, я очень честно для себя поняла, что не могу найти ответ на этот простой вопрос... Наверное, это было настоящей ценностью, которую я обрела в море - возможность задуматься над этим простым вопросом. Ответить на на него «я - маркетолог, руководитель отдела»? А кто такой этот руководитель отдела? Боцман? Или старший боцман? (смеется). Продвигать товары? А зачем?.. Другие ценности, другое все! Могу ли я с горящими глазами воодушевленно рассказать этим людям о том, кто я на земле? И вот тут мне очень захотелось быть честной с ними и с самой собой.

Уже полгода прошло с тех пор, как я сошла с корабля, но это чувство до сих пор во мне - оно помогло мне многое переосмыслить. Я знаю, что предам себя, если не буду прислушиваться к нему. Все эти понятия стары как мир. Но реальность такова: по-настоящему понимать их я стала именно в море.

katerina_04.jpg

...«Седов» закончил свое кругосветное путешествие в Санкт-Петербурге, как и начинал больше года назад. И, естественно, я поехала его встречать. Туда приехали все кто хотел, кто когда-то был на борту, родственники экипажа. Но когда ушли туристы (очереди на посещение корабля стояли 2 дня, и в дождь, и холод) остались люди только с моего участка, папиного и еще одной знакомой нам команды.

Вот так, в  актовом зале корабля, сильно заполночь (когда мосты уже развели и стало ясно что все мы здесь и останемся) мы стали отмечать прибытие корабля в родной порт. Один молодой курсант (лет ему было 16-17) достал где-то бутылку «Финлядии» и заставил всех (взрослых мужчин и женщин в костюмах, юбках и каблуках) усесться на пол видавшего виды актового зала и ответить всего на один вопрос: почему вы пришли встречать «Седов»? Ведь все мы не из Питера.

Мы сидели, отпивая водку по глотку, и говорили правду - все как есть. Я - что исполнила мечту детства. Солидный мужчина напротив, прослезившись, говорил о том, что таких людей как здесь не встречал. А мой папа в этот момент утешал курсанта, который рыдал у него на груди и говорил, что это самое важное, что случилось с ним в жизни... И стало ясно, что «Седов» - это не просто корабль в море. Это люди и отношения, которые пленили своей честностью.

В тот вечер мы не были так пьяны, как может показаться... Мы были просто счастливы, что с нами это случилось.


(В материале использованы фотографии из личного архива товарищей Катерины по путешествию).

Автор: Елена Мельник.

67 5743

Читайте также: