Зарегистрироваться в клубе
Ошибка :( Забыли имя или пароль? >>

Ловушки сюзане

25 февраля 2013/ Энциклопедия творчества / Вдохновения

Причудливые узоры, символические шифры, ловушки и ошибки, отпугивающие злых духов – все это неотъемлемые черты старинной вышивки сюзане.

Само название произошло от персидского слова «сюзан» – игла. И в самом деле, этот маленький инструмент в руках умелых мастериц превращает простые полотна текстиля в искусно расшитые шедевры. Традиции создания столь необычной вышивки складывались столетиями, стежок за стежком. Самарканд, Ташкент, Шахрисабз, Бухара – колыбель уникального ремесла.

С древнейших времен вышивка была в обиходе у населения Узбекистана и Таджикистана, служа преимущественно украшением интерьера, верхней одежды и головных уборов. Даже мешочки, в которых раздавались подарки к праздникам, украшались изысканным орнаментом.

susane_00.jpg
(+)

В каждом доме были шелковые и хлопковые нити и отрезы ткани. Самые большие работы достигали длины в шесть метров! На вышивку такого изделия требовались год или полтора. Поэтому заботливые матери начинали подготавливать приданое для своих дочерей уже с момента их рождения. А маленькие помощницы, наблюдая за кропотливым процессом, присоединялись к мамам в очень раннем возрасте. Ведь умение вышивать ценилось на вес золота, и это притом, что в округе практически не было ни одного дома, где бы не имелось своих искусниц. Как только выяснялось, что невеста, в дом которой пришли сваты, владеет мастерством вышивки, калым за нее многократно возрастал.

Бывало и так, что настоящая умелица своего дела освобождалась от всех домашних обязанностей, даже от воспитания детей, и занималась «чистой» вышивкой. Таким образом, ценность навыка создавать орнаментальные полотна могла превзойти значение самого приданного. Ну и конечно, по шитью можно было оценить некоторые качества девушки: каков узор (шов – красив, аккуратен) – такова и мастерица.

susane_01.jpg
(+)

Сюзане называют песнью, сложенной на ткани. Необыкновенная многоцветность притягательна своей красочностью и праздничностью. Розетки, цветы, ветви, птицы, звезды, круги – все переплетается, взрываясь фейерверком, а затем организуясь в четкую систему.

Каждый узор в сюзане символичен и содержит зашифрованное послание – своего рода оберег от бед и несчастий, дурного глаза. Например, изображение стручка перца символизирует защиту семьи от злых чар, жар-птицы – счастье, граната – плодовитость, васильками обозначали мужчин, маками – юных девушек. По узору вышитой тюбетейки можно было узнать состав семьи, и даже достаток ее владельца.

Но иногда в стройную графику полотна вплетаются неточности. Сначала их не замечаешь, потом одна из работ кажется бракованной или просто небрежно исполненной, начинаешь присматриваться... И то тут, то там встречаешь ошибки: отличия по цвету, несимметричность, пробелы в вышивке. Но в таком древнем искусстве все имеет смысл! Это ловушки для злых духов. Забавное объяснение, подобное сказочному монологу, раскрывает тайну нитяных капканов: «Шайтан придет в дом, увидет вышивку, через нее будет плохо делать, а «такое» увидит – будет думать: «Почему неправильно сделал? Ошибка! Так нельзя делать!». И свою силу потеряет...

Получаем заряд настоящей цветотерапии и ищем скрытые знаки!

susane_02.jpg
(+)

susane_03.jpg
(+)

susane_04.jpg
(+)

susane_05.jpg
(+)

susane_06.jpg
(+)

susane_07.jpg
(+)

susane_08.jpg
(+)

Справочная информация:

В искусстве вышивки сюзане сложились различные школы: нуратинская, бухарская, самаркандская, ургутская, шахрисабзская, ташкентская и ферганская. Каждую из школ отличают свои особенности шитья и оригинальные расцветки.

Нуратинской школе свойственны  разнообразные цветочные мотивы на белом фоне. Крупные букеты в углах, ветки с голубыми, розовыми, кремовыми, золотистыми цветами, розетками,  фигурами птиц и животных.

Бухарские сюзане поистине считаются  одними из самых красивых в Центральной Азии.   Отличительной особенностью бухарской вышивки является использование тамбурного шва. Богаты узоры и композиционное исполнение бухарских изделий. Чаще всего в орнаменте бухарских сюзане встречается замкнутая композиция с выделением центра и углов, при этом основным мотивом является круглая розетка. Розетка может быть представлена при этом в разном варианте.

Самаркандская вышивка берет начало  с искусства древней Согдианы. Самаркандские изделия, в отличие от Нураты и Бухары, имеют более крупные и лаконичные детали  рисунка. При этом важна четкость узоров. Основной самаркандский мотив – круглая розетка малиновых тонов, окруженная лиственным кольцом.

Довольно оригинальны  вышивки из города Ургут Самаркандской области - это сюзане, вышитые швом "босма" на белой хлопчатобумажной ткани, реже на малиновом или желтом шелке. Синие, желтые стилизованные узоры в виде цветов  символизируют солнце. Иногда   в орнаментах сюзане встречаются мотивы разных бытовых предметов, как чайники, пиалы. Объемная, плотная вышивка на сюзане из Ургута почти сплошь покрывает поверхность изделия .

На Шахрисабзских изделиях  часто помещается большой медальон, а по углам – четверти таких же медальонов. Медальоны имеют геометрический орнамент и насыщенную   многоцветную расцветку.  Интересны и выразительны вышивки Шахрисабза, выполненные на цветном фоне тамбурным швом.

Вышивка ташкентских мастериц отличается весьма своеобразным стилем. Здесь существует два вида крупных декоративных вышивок - это паляк и гулькурпа. Основным мотивом паляка являются большие темно-красные круги, плотно заполняющие поверхность ткани. Гулькурпа (цветочное одеяло) украшается  растительным орнаментом. Мотивы стилизованных звезд, солнца,  цветов – все это обязательно присутствуют в создании орнамента как паляка, так и гулькурпы.

Изделия ферганской школы обычно исполнены на темно-зеленом или фиолетовом шелке или сатине и отличаются легким воздушным узором.  А часто встречающимся  мотивом большинства крупных вышивок служила круглая розетка из концентрических колец.

(Источник)

© minchanka.by

Автор: подборка подготовлена по материалам из сети Интернет.

5 7475