Зарегистрироваться в клубе
Ошибка :( Забыли имя или пароль? >>

Три кита

13 июня 2013/ Энциклопедия творчества / Вдохновения

Недавно мне задали вопрос: «С чего стоит начать обучение детей музыке?».  Я совсем не педагог, более того – у меня и школа-то музыкальная (в которую я пошла в 25 лет), не закончена, но эта тема давно интересует меня, в том числе и как маму. Понятно, что самим родителям и окружению стоит побольше включать музыку в свою жизнь – петь-напевать, играть-наигрывать, ходить на концерты и спектакли, слушать звуки природы и быта, играть в тематические игры... А дальше?

Конечно, этим вопросом задавались не только мы. Удивительные, по-другому и не скажешь, педагоги, слушали не только музыку, но и детей. Они осознавали, что традиционная система обучения подходит далеко не каждому ребенку. Они думали, экспериментировали, оценивали результаты и приходили к выводу, что уже малышам  можно очень увлекательно и плодотворно знакомиться с миром музыкального языка. А начинать зачастую нужно... с их родителей.

Давайте познакомимся с тремя из этих влюбленных в свое дело учителей и их подходами к обучению.

Карл Орф и его «Шульверк»

tri_kita_00.jpg

Слово «Schulwerk» было создано самим Карлом Орфом и обозначает «обучение в действии». Главный принцип его педагогики – «учимся, делая и творя» – позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

Орф почитаем во всем мире как композитор, предложивший практическую и осуществимую модель музицирования с детьми. Вся «теория» его концепции зафиксирована в нотах – небольших и полных очарования партитурах для пения, игры и танца с аккомпанементом орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка доступна в исполнении даже маленьким детям.

Цель музыкального воспитания естественно соединяется с главной целью образования – помощью человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.

Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажоро-минорной гармонии. Он считал это неоправданным и стремился в Шульверке создать условия для восприятия детьми в будущем разнонациональной музыки как прошлого, так и настоящего. Это было главной заботой Орфа – воспитать «открытый миру» слух и вкус, не замыкать ребенка в кругу европейской музыкальной классики XVIII-XIX веков. Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психологии ребенка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее назвал Орф элементарной музыкой и сделал основой своего Шульверка.

Много интересно информации, полезных ссылок и вдохновляющих статей можно найти, например, на сайте последовательницы Орфа Татьяны Тютюнниковой, а также Екатерины Зевалко.

Давайте посмотрим, как проходят занятия по методике:



Шиничи Сузуки

tri_kita_01.jpg

Эмоционально окрашенное обучение дает самые лучшие результаты – таков один из постулатов подхода к игре на скрипке педагога из Нагойи Шиничи Сузуки.

В первой трети двадцатого века братья Сузуки создали струнный квартет, с которым выступали по всей Японии. Примерно в это же время Шиничи начал работать инструктором в музыкальной школе Кунитачи. А в 1946 году открывает ассоциацию  «Дошикай» – прообраз Института исследования талантов. Еще одно значимая дата – 1955 год, когда в Токио проходит грандиозный концерт, собравший 1200 маленьких скрипачей, играющих в унисон. В 1964 году Сузуки отправляется в командировку в США, с этого момента начинается шествие методики по всему миру. В 1975 году Мировая Конвенция проходит на Гаваях. В возрасте 80 лет Сузуки берет 100 японских детей и везет их в США, где они играют на скрипках со своими американскими «коллегами». В 1986 году празднуют 88-летие Шиничи. В 1997 году открывается Международная Академия Методика Шиничи Сузуки. Ух.

Главный принцип метода доктора Сузуки – вызвать интерес к процессу, который является лучшей мотивацией. По его мнению, принуждение – худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителя.

Первое открытие Сузуки сделал, посетив громадный инкубатор для выведения японских жаворонков. Яйца этих певчих птичек помещаются в гигантские теплые и тихие залы инкубатора, где создаются такие же условия, как в гнезде. Здесь царит тишина, за исключением одного звука – голоса птицы, учителя, своего рода птичьего Бетховена.

Сузуки к своему изумлению отметил, что каждый вылупившийся птенец автоматически повторяет песню учителя. Однако через несколько дней каждый птенец, начавший с простого копирования, начинает создавать свои собственные вариации оригинальной песни. Специалисты-орнитологи ждут, пока каждая из этих птиц овладеет собственным стилем, а затем выбирают из их числа нового «учителя» и процесс повторяется с самого начала.

Педагог начинает обучение ребенка с... обучение его родителя игре на скрипке. Уже с двух лет маленькие дети приходят с родителями на занятие, на котором играет мама или папа, а малыш просто присутствует. Происходит погружение в музыкальную среду, постепенно возрастает интерес к происходящему, ребенку хочется самому взять инструмент и сыграть, как взрослый...

Обучение через копирование, повторение – вот что дает большие плоды в индивидуальном обучении. В методе Сузуки очень большое внимание уделяется донотному периоду обучения – в это время ребенок стремится овладеть правильной постановкой рук, точной интонацией, красивым звучанием и целостностью музыкальных фраз. И затем эмоционально он готов переходить к фиксированным на бумаге нотам: ведь так интересно попробовать повторить свою импровизацию через какое-то время. А как? А вот так: запишем ее, а затем прочтем!

Методика Сузуки может быть использована как самостоятельная или же как дополнение другим методам, потому что данная методика – это больше философия и практический метод, нежели сугубо исполнительская, на чем последователи его школы активно заостряют внимание.

Более подробную информацию можно почерпнуть в книге самого педагога «Взращенные с любовью».

Удивительно видео с участием самого педагога:



Золтан Кодай

tri_kita_02.jpg

Не менее известный и почитаемый – венгерский музыкант, композитор, педагог и новатор Золтан Кодай.

Исходной позицией музыкально-воспитательной концепции выдающегося венгерского композитора, фольклориста и педагога Золтана Кодая (1882-1967) является убеждение в том, что основой музыкального образования и культуры нации есть народная музыка, особенно народная песня. Именно поэтому главным видом музыкальных занятий по системе Кодая должно быть хоровое пение.

Система музыкального воспитания З. Кодая предусматривает множество разнообразных музыкально-методических приемов относительно организации творческой деятельности детей, в частности – импровизации, воспроизведения и восприятия музыки. Ее главная цель – заложить основы музыкальной образованности детей, развить у них чувствительность к родному языку, вооружить, необходимыми для хорового пения знаниями и навыками, вызвать интерес к домашнему музицированию. Главными особенностями данной методики являются сочетание певческой деятельности ребенка с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмическим аккомпанементом, играми и так далее.

Чтобы обеспечить успешное овладение народными песнями и навыками хорового пения, Кодай главными задачами обучения детей музыке ставил воспитание умения петь по нотам и на слух записывать мелодию. Чтобы облегчить и ускорить процесс развития музыкального слуха и техники чтения нот, педагог на всех ступенях обучения рекомендовал использование метода относительной (ладовой) сольмизации и  ручных знаков.

tri_kita_03.jpg

Основные принципы обучения можно свести в несколько важных постулатов:
- каждому ребенку необходимо прививать любовь к музыке через музыкальные занятия;
- образование должно готовить не только будущих профессионалов, но и любителей, тех, кто будет посещать музыкальные концерты;
- цель музыкального образования – это овладение музыкальной грамотностью;
- образование должно начинаться как можно раньше – «за девять месяцев до рождения»;
- занятия музыкой должны быть ежедневными;
- образование должно основываться на пении – музыкальном инструменте каждого;
- обучение музыке должно основываться на родном языке – народной музыке страны, в которой живет ребенок;
- только качественная музыка должна быть в основе обучения.

Подробнее ознакомиться с подходом педагога можно на сайте об учителях музыки.

У этих учителей множество последователей,  дополняющих, переосмысливающих их наработки, а еще очень много учеников! Кажется, я пополню их ряды!

© minchanka.by

Автор: подборка подготовлена по материалам из сети Интернет.

6 13280