Зарегистрироваться в клубе
Ошибка :( Забыли имя или пароль? >>

Кукольный театр

8 февраля 2013/ Энциклопедия творчества / Вдохновения

Материал подготовлен специально для творческого проекта «...И оживают книжки...»

«Буратино сел в первом ряду и с восторгом стал смотреть на опущенный занавес»...

Я уже взрослая тётя, а всё так же увлечена кукольным театром. Когда-то, как большинству взрослых людей, мне думалось (представлялось, казалось, мерещилось), что кукольный театр придумали только для детей. Это своего рода ступенька к настоящему взрослому театру, театру драматическому. Сегодня, как большинство других, припудренных и бородатых взрослых, полюбивших кукольный театр, я так не думаю.

muppet_00.jpg
Думаю,что этот мужчина на фотографии  со мной согласится. Фотография Питерской театральной школы.
(+)

Об истории кукольного театра есть замечательная книга автора Н.И. Смирновой « И…оживают куклы». Я была студенткой, когда мой приятель, уезжавший в далёкую страну, отдал мне в подарок такую книгу. Немного позднее я обнаружила на её страницах библиотечный штамп. Это самая увлекательная книга о кукольном театре.

muppet_01.jpg

muppet_02.jpg

Интересно, что зарождалось кукольное театральное искусство прежде всего для взрослой публики. И было это в очень-очень давние времена. Несколько сюжетов кукольных представлений вдохновили когда-то Шекспира. Чуть позднее  такой взрослый человек, как немец Гёте, написал свою книгу «Фауст», порадовавшись  кукольной комедии марионеток (замечу – комедии). Сегодня на кукольной сцене ставят А. П. Чехова.  Кукольный театр продолжает удивлять глубиной своих возможностей.

«Чайка» по пьесе А. П. Чехова (Режиссёр – Алексей Анатольевич Лелявский, художник-постановщик – Александр Вахрамеев. Фотографии спектакля нашего Белорусского государственного театра кукол, Минск):

muppet_04.jpg
(+)

muppet_05.jpg
(+)

muppet_06.jpg
(+)

Театр кукол – искусство, прежде всего,  метафорическое. Кукла действительно может летать на крыльях от любви, от любви же может потерять голову. Может провалиться под землю или сгореть от стыда. Может превратиться в песчинку или вырасти в сцене («ты вырос в моих глазах»).

Может быть, кукле недоступно многое из того, что может сделать драматический актёр в живом плане, но и драматическому актёру может быть недоступно то, что может сделать кукла на сцене.

muppet_11.jpg
(+)

Деревянная болванка начинает  ходить, возмущаться, плакать, вздыхать, радоваться, любить и ты, будучи зрителем, начинаешь верить, сопереживать и отождествлять себя с происходящим на кукольной сцене.

muppet_12.jpg
(+)

muppet_10.jpg

muppet_07.jpg
(+)

Сегодня для  меня высочайшим пилотажем является постановка сказки. Сказки, которую с интересом захочет смотреть и ребёнок, и взрослый. На фотографиях – домашние театры. Прелесть таких театров прежде всего в том, что к придумыванию и изготовлению спектакля прикасаются руки ребёнка:

muppet_08.jpg
(+ + +)

muppet_09.jpg
(+ + +)

Слова «бродячие кукольники», «уличные кукольники» так часто написаны рядом в книгах по театральному искусству! Гоняли их, конечно, немало, но, и ждали, и любили. Свободолюбивые кукольники.  Меня особенно вдохновляет история о чешских кукольниках: «Уже в сороковые годы девятнадцатого века в Чехии было около восьмидесяти бродячих трупп – небольшие, главным образом, семейные театрики. И все они, без исключения, играли пьесы на чешском, родном для зрителей языке».

Это было время возрождения чешского языка.

А здесь мы видим продолжение традиций. Кукольные персонажи из стационарного театра «Спейбла и Гурвинека» Йосефа Скупы.

muppet_13.jpg
(+ +)

В следующем своем рассказе я буду говорить об особенностях театральных кукол, о различных системах и технике изготовления.

© minchanka.by

Автор: Людмила Скитович.

3 4255